Фрагмент для ознакомления
2
Творчество Мандельштама уходит корнями в культуру прошлого. Поэт постоянно обращается к традициям Античности и Средневековья, чтит поэтическое наследие великого Пушкина. В его сборнике «Камень», относящемся к раннему периоду творчества, широко представлены античные образы Афродиты, Елены, Гомера, содержатся упоминания о Расине, о величественном Капитолии, Нотр-Дам-де-Пари, храме Айя-София.
Следует подчеркнуть, что тяготение к античности сближает раннее поэтическое творчество О. Мандельштама с поэзией английских поэтов-романтиков, которые также выражали приверженность к античной тематике. Многие английские поэты-романтики, например, Китс, Шелли, находившиеся под влиянием натурфилософии Шеллинга, использовали античные мотивы в интерпретации природы. В труде Шеллинга «Философия искусства» проводится мысль, в соответствии с которой греческие боги выступают как символы различных элементов бытийного устройства.
Поэтическое творчество Мандельштама формировалось в русле течения акмеизм, однако в его стихах нередко присутствуют символы, которые выступают в качестве средств создания художественного образа. Данная тенденция характерна и для других акмеистов. Например, само название поэтического сборника А. Ахматовой «Четки» уже символично. Четки – это предмет религиозного культа, он представляет собой бусины разной формы, которые помогают верующим вести счет молитвам. В стихотворениях сборника «Четки» присутствуют и другие символы. Например, большую значимость имеет символ огня. Подчеркивая символичность образа «огня» Н.А. Сегал и Е.Б. Борзыкина отмечают, что через стихию огня А.А. Ахматова передает различные чувства человека, его психоэмоциональные состояния. Это и состояния страстной всепоглощающей любви, сильного возбуждения, боли и безутешной скорби, волнения и сжигающего пламени, жара .
Внутри основного символа поэты часто разрабатывают свою частную символическую систему. Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (стихи «Что поют часы-кузнечик», «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням...»).
Таким образом, для каждого автора художественного произведения характерен индивидуальный подход к использованию символики, который определяется особенностями сюжета, композиции, идеи произведения. Однако одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной.
Несмотря на присутствие указанных символов, в поэтических произведениях А. Ахматовой и О. Мандельштама все же явственно прослеживается принадлежность их авторов к литературному течению «акмеизм», имеющему существенные отличия от символизма. Полемика с символизмом актуализировала для акмеистов аксиологическую значимость реального бытия. По мнению акмеистов, все вещи и явления объединяет то, что они существуют.
Как и многие поэты-акмеисты, Мандельштам призывает принять мир со всей его красотой и недостатками. Для него мир предметный – это мир зрительно-осязаемых образов. Философии понятия вещей и бытия Мандельштама выражена в его следующих словах: «Любите существование вещи больше самой вещи, а свое бытие больше самих себя...».
Реализуя эстетические требования акмеизма, Мандельштам использовал при создании своих художественных образов точное слово и яркие индивидуальные метафоры. Прежде чем перейти к рассмотрению авторских метафор Мандельштама, отметим их особенность на примерах поэзии Серебряного века).
Специфика метафоры как образного сравнения конкретно и лаконично определена в работе Ю.М. Анохиной, которая отмечает, что при образном сравнении и автор высказывания, и реципиент знают, что высказывание истинно только в этом контексте, что это своего рода игра на выявление сходств и различий. Образное авторское сравнение нужно анализировать на семантическом уровне, т.к. художественный текст насыщен личностными смыслами.
Исследователь подчеркивает, что в отличие от узуального сравнения, нетрадиционная, авторская метафора обладает широкой возможностью выбора референтов. Обращение к нетрадиционным аналогиям имеет целью расширить границы традиционной картины мира, подчеркнуть невидимую на первый взгляд особенность предмета или явления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверинцев С. C. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения: в 2 томах / [сост. П. М. Нерлера; подгот. текста и коммент. А.Д. Михайлова, П. М. Нерлера; вступ. ст. С. С. Аверинцева]. Том 1. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 5-64.
2. Анохина Ю.М. Способы выражения сравнений в языках с разной грамматической структурой (на материале русского и французского языков) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ю.М. Анохина. – Барнаул. 2008. – 22 с.
3. Ахматова А. А. Листки из дневника. Воспоминания об О. Э. Мандельштаме. Соч.: в 2-х томах. Том 2 / А.А. Ахматова. – М.: 1992. – 226 с.
4. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы / Анна Ахматова; сост., вступ. ст. и коммент. И. Сухих. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. – 432 с.
5. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т.2 / А. Блок. – М.: ТЕРРА, 2009. – 325 с.
6. Дарвин М.Н. Цикл // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Академия, 1999. – 508 с.
7. Искржицкая И. Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма / И.Ю. Искржицкая. – М.: Российское университетское издательство, 1997. – 189 с.
8. Карпович М. М. Мое знакомство с Мандельштамом // Воспоминания о серебряном веке: [сборник / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд]. – М.: Республика, 1993. С. 264-267.
9. Николай Клюев. Воспоминания современников / составитель П. Е. Поберезкина; комментарии, приложения, указатели С. И. Субботина. – М.: Прогресс-Плеяда, 2010. – 888 с.
10. Лебедева Л.А. Устойчивые сравнения в славянских языках: лингвокультурологический подход / Л.А. Лебедева // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. – М.: Краснодар, 1998. – С. 231-243.
11. Ляпина Л.Е. Лирический цикл как художественное единство / Л.Е. Ляпина. – Воронеж, 1976. – 201 с.
12. Мандельштам О.Э. Сочинения: в 2 томах / [сост. П. М. Нерлера; подгот. текста и коммент. А.Д. Михайлова, П. М. Нерлера; вступ. ст. С. С. Аверинцева]. – М.: Художественная литература, 1990.
13. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле / В.А. Сапогов. – Даугавпилс, 1980. – 125 с.
14. Сегал Н.А., Борзыкина, Е.Б. Особенности реализации ключевой единицы огонь в ранней лирике А.А. Ахматовой (на материале второй книги стихов «Четки») / Н.А. Сегал, Е.Б. Борзыкина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2016. – №7(62). – С.37-41.
15. Становкин П.А. Заглавия-интертексты в сборниках О.Э. Мандельштама «Камень», «Tristia», «Стихи 1921-1920-х годов, «Новые стихи» (1930-1937) / П.А. Становкин // Вестник ТГПУ. –2010. –Выпуск 6 (96). – С.73-77.
16. Толысбаева Ж.Ж. Жанры поэзии: история и современность / Ж.Ж Толысбаева. – Семипалатинск, 2007. – 194 с.
17. Флерко Л.В. К проблеме теории и истории цикла в литературоведении / Л.В. Флерко // Вестник МГУ. Серия 10. Филология. – 2011. – N 6. – С.131-138.
18. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И.В. Фоменко. – Тверь, 1992. – 224 с.
19. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. – М.: 1999. – 428 с.
20. Книги Ветхого Завета UPL: http://bibliya-online.ru › vetkhiy-zavet / (дата обращения: 30.12.2021)
21. Сергей Есенин [Электронный ресурс]: сб. стихотворений. – Режим доступа: http://esenin-s.ru/perevod-stihov-esenina.